Предыдущий разделРаздел верхнего уровняСледующий раздел

5. Свойства литого булата. Потеря секрета его изготовления

 

Нам уже известно, что булат - это прежде всего литая углеродистая сталь, обладающая уникальными качествами и специфическим узором. Первым подробно описал литой индийский булат, или вутц, Павел Петрович Аносов. Он подчёркивает, что лёгкость проявления рисунка на клинке при травлении являлась характерным признаком литого булата. Кроме того, рисунок должен принадлежать всей массе булатного клинка и быть результатом естественной структуры металла, а не результатом сварки кусков металла различной твердости, как в дамасской стали. Расположение узоров на булатном клинке отличалось тем, что повторяясь по форме, каждый из них имел неповторимые штрихи. Поэтому искусственно создать булатный узор практически невозможно. Кроме того, если узор стирался с поверхности изделия, то последующей шлифовкой, полировкой и травлением его можно было очень хорошо выявить вновь. Узор сохранялся даже при перековке сабли в кортик, нож или другое изделие.

В начале прошлого столетия было достоверно установлено, что булаты содержат удивительно много углерода - 1,2 - 1,7%. В отдельных образцах булата найдено 2% углерода и даже больше. Значит, булат - не обычная углеродистая сталь, а сверхуглеродистая. Хорошо известно, что с увеличением содержания углерода в стали после закалки возрастают её прочность, твердость и износостойкость. Этим и объясняется фантастическая прочность булатных клинков. Поражает, что наряду с прочностью, булат обладает высокой пластичностью, вязкостью и упругостью. Булатная сабля легко сгибалась на 90°-120°, не ломаясь. Есть сведения, что настоящий булатный клинок носили под кушаком, опоясываясь им, как ремнем.

Как известно, индийский булат поставляли на рынки Персии и Сирии в виде разрубленной пополам лепешки литой стали - вутца. Вутц имел в диаметре примерно 12 - 15 см, толщину около 1 см, и массу приблизительно в 1 кг. Арабский учёный XII века Едриза сообщает, что в его время Индия ещё славилась производством знаменитого оружия и стали. В Дамаске из этой стали также изготовляли клинки, славу о которых крестоносцы разнесли по всей Европе. К сожалению, в древней Индии так тщательно прятали секреты выплавки вутца, что в конце концов потеряли их совсем. Уже в XII веке табан, к примеру, уже не могли делать ни в Индии, ни в Персии, ни в Сирии.

После того, как Тимур покорил Сирию и вывез оттуда всех мастеров, искусство изготовления литого булата переместилось в Самарканд. Однако вскоре оно повсеместно пришло в упадок. Потомки вывезенных мастеров, рассеявшись по всему Востоку, окончательно потеряли способы изготовления литого булатного оружия. Так исчезло искусство булатного меча на Востоке…